С 1 июня 2012 года новые материалы размещаются на страницах автономного блога "Про путешествия", расположенного по адресу http://www.tripinformer.ru. Все ранее опубликованные посты доступны по тому же адресу.

суббота, 10 марта 2012 г.

Аренда машины в Европе: как получить автомобиль. И как его сдать...

Те, кто читал пост про аренду машины, еще не знают главного - как ее получить на месте. О-о-о... Получение машины - это искусство... И я в него посвящу избранных... Впрочем, конечно, все это преувеличение - ничего сложного и страшного в процессе получения арендованного автомобиля нет. Просто нужно помнить некоторые мелочи, чтобы потом не пришлось платить лишнего.

Самолет приземлился в аэропорту, паспортный контроль пройден, багаж получен и... И, как правило, прямо в зале прилета почти любого европейского аэропорта расположены многочисленные стойки арендных компаний. Простейшая задача - отыскать ту, в которой забронирована машина (подробно о бронировании тут) и подойти с багажом и документами к менеджеру.

У стойки арендной компании
Из документов при себе достаточно иметь права и, необязательно, лист с подтверждением бронирования. Плюс к тому, конечно же, банковскую карточку. Процесс получения ключей занимает не больше пяти минут. Менеджер смотрит в права и по фамилии водителя находит номер бронирования (если при этом не понадобился лист с номером бронирования, то он уже и не понадобится...) Дальше - банковская карта. Вж-ж-жик! И на телефон приходит SMS с извещением о списании со счета некоторой суммы. Причем денег списывается больше, чем заявлено при бронировании машины. Ничего страшного - сумма включает в себя арендную плату и страховой депозит на случай всяческих неприятностей, которые могут с автомобилем произойти по вине арендатора. Что удивительно, менеджер за стойкой может даже не знать, сколько денег его компания блокирует на счету клиента - об этом будет написано в распечатанном тексте договор аренды... Одновременно на руки выдаются ключи на машину и договор аренды.

Договор, прежде чем подписать, нужно хотя бы мельком пробежать глазами. Уточнить требуется следующие подробности - правильность указания сроков аренды, фиксация в договоре расширенных страховок (если были заказаны) и допуск к управлению второго водителя (если нужно и заказано...), наличие дополнительных опций (детское кресло, GPS-навигатор и т.п), количество топлива в баке (как правило изображается в виде пиктограммы указателя топлива - 1/2,  3/4, FULL) и, едва ли ни самое важное - известные компании внешние повреждения автомобиля на момент сдачи в аренду.

Последнее изображается в виде символов на "развертке автомобиля" (такой жи принцип используют сертифицированные дилеры при приемке автомобиля в ремонт).  Да, еще одна мелочь - следует уточнить, в какие страны можно выезжать на арендованном автомобиле (если путешествие предполагает поездку в соседние европейские страны, конечно). Ограничения, как правило, касаются дорогих и престижных машин (например на Porsсhe, арендованном у Avis в Германии, можно выезжать только в Австрию и Швейцарию...) Если "все, как хотелось", то можно идти за машиной.

На стоянке арендных машин
Передача автомобиля осуществляется на специальной площадке-стоянке или в крытом паркинге. Там же присутствует персонал (как правило, сидящий в отдельном стеклянном "аквариуме" человек с компьютером), который присматривает за автомобилями и отвечает на вопросы клиентов. Сопровождать до машины, тем более если это какой-нибудь автомобиль "экономичного" класса, никто не будет.
Найти автомобиль можно по марке машины и регистрационному номеру, указанному в договоре аренды.  Там же может указывается этаж в паркинге и номер места, где стоит машина. Номер самого автомобиля часто также прописавается и на бирке, привязанной к ключу. Осталось сесть в машину, завести двигатель и... Стоп! Не надо торопится. Еще раз достаем договор аренды и проверяем, во-первых, наличие дополнительных опций уже по факту (колеса зимние? цепи, если заказаны, есть? детское кресло на месте? кресло соответствует возрасту ребенка?), во-вторых, наличие в автомобиле регистрационных документов и парковочных часов (знака в форме часового циферблата для указания времени стоянки на бесплатных парковках) - все, как правило, лежит в бардачке. В бардачке может также находится и "аварийный жилет" оранжевого или ярко-зеленого цвета, без которого во многих странах нельзя выходить в случае аварийно остановки на автомагистрали (отсутствие жилета - штраф). В багажнике следует проверить наличие знака аварийной остановки (тьфу-тьфу-тьфу) и аптечки. Иногда еще может прилагаться специальная серебристая накидка для транспортировки пострадавшего (например, в Германии).
После - нужно внимательно обойти вокруг автомобиля разглядывая его на предмет нахождения царапин, вмятин, потертостей на дверях, крыльях и особенно бамперах (в том числе на заднем бампере около багажника - тут краска царапается при погрузке громоздкого багажа). Сравнить все это с тем что указано в договоре. Если нашлись какие-то неучтенные повреждения, их обязательно нужно зафиксировать в договоре - для этого и сидит на стоянке машин человек "в будке" с компьютером.
После внесения отметок о вновь выявленных повреждениях, договор аренды распечатывается заново и передается на руки арендатору. Причем повреждения, если машина не относится к слишком дорогим, вносятся без каких-либо споров со стороны представителя арендной компании. Для собственного спокойствия можно (но совершенно не обязательно) сфотографировать повреждения автомобиля. Это может помочь в случае спорных ситуаций при сдаче машины, но, как правило, фотографии никогда не потребуются. Все? Ну, почти все - можно садиться за руль и включать зажигание - настало время проверить полноту топливного бака. Если показания совпадают с тем, что указано в договоре, то все в порядке. Машину надо возвращать с тем же уровнем топлива, что было в начале аренды. За "недолив" из страхового депозита удержат сумму, в 2-3 раза большую, чем стоимость не хватающего топлива на обычной заправке (стоимость "не долитого" литра "  можно уточнить в тексте договора - она там есть).
Еще одна рекомендация: прежде чем трогаться с места желательно ознакомится с расположением основных органов управления (выключатель фар, ключ зажигания, управление круиз-контролем, переключатель стеклоочистителя и омывателя стекла...). Хотя, в основном, в современных машинах все этих функции унифицированы, некоторые небольшие отличия у различных производителей существуют (например, омыватель стекла может приводиться в действие кнопкой на подрулевом переключателе, а может - за счет придавливания к рулю самого подрулевого переключателя. После всего этого можно трогаться в путь, навстречу новым впечатлениям.

Еще раз коротко о получении автомобиля (в виде шпаргалки):
у стойки арендной компании
  • при себе иметь права, банковскую карту, лист с номером бронирования (как правило, не обязательно),
  • после получения ключей и договора проверить указанные в договоре сроки аренды, требуемые опции (страховки, второй водитель, детское кресло...)
  • не забыть документы на стойке!
на стоянке при получении машины проверить:
  • наличие в автомобиле заявленного вспомогательного оборудования (зимние колеса, дополнительный навигатор...),
  • наличие документов на машину, аптечки, знака аварийной остановки, парковочных часов,
  • наличие внешних повреждений (если отличаются от указанных в договоре - обязательно внести!),
  • количество бензина в баке (если показатель индикатора отличается от указанного в договоре - обязательно внести!).
Прежде чем тронуться с места ознакомиться с расположением основных переключателей (фары, стеклоочистители, круиз-контроль...)

Снова на стоянке или несколько слов о сдаче машины
Процедура возврата машины не сложная и, если повреждений нет, не долгая. Однако рекомендуется на парковку приехать так, чтобы в запасе иметь хотя бы 30 минут на случай непредвиденной очереди (перед отправлением рейса в аэропорту может оказаться, что на сдачу сразу приехало 5-10 машин). При себе нужно иметь договор аренды с указанием внешних повреждений машины на момент начала аренды.
Приемкой занимается специалист, который может сразу же обслуживать несколько компаний. Он осматривает машину снаружи и сверяется с перечнем повреждений, которые имелись на момент начала аренды. Фиксируется километраж на момент сдачи и по индикатору уточняется количество топлива в баке (как правило, сдавать машину нужно с полным баком). Если претензий нет, то прямо на переносном терминале, тут же около автомобиля выбивается чек с окончательной суммой аренды. Этот чек является основанием для того, чтобы считать, что все формальности между компанией и арендатором улажены и машина сдана. После этого средства на счету остаются "замороженными" еще на 2-3 недели. В этот период может прийти штраф за превышение скорости или неправильную парковку, который как раз и будет уплачен со страхового депозита. После - денежная сумма, за вычетом арендной платы, возвращается на счет.

Ну и в завершение еще один совет - прежде чем покидать место стоянки автомобиля, полезно поинтересоваться у служащих, какой адрес нужно ввести в навигационную систему, чтобы прибыть на площадку для сдачи машины. Искать в незнакомой стране, неизвестное место, когда до вылета остается пара часов - приключение не из приятных...

4 комментария:

  1. да, полезная инфо, спасибо)))))))))))

    ОтветитьУдалить
  2. а ооплачивать надо наличкой после сдачи авто или же ту сумму, которую заблокировали ее и оствять себе??

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо. А при Super Cover нужно проверять машину на наличие повреждений?

    ОтветитьУдалить