С 1 июня 2012 года новые материалы размещаются на страницах автономного блога "Про путешествия", расположенного по адресу http://www.tripinformer.ru. Все ранее опубликованные посты доступны по тому же адресу.

вторник, 13 марта 2012 г.

Штутгарт. Музей Mercedes-Benz. Часть 1

Немцы любят автомобили и умеют их делать. Из-за этого, наверное, в Германии много автомузеев: BMW - в Мюнхене, Audi - в Ингольштадте, Volkswagen - в Вольфсбурге... В Штутгарте же существуют, как минимум, две автоколлекции: знаменитый музей Mercedes-Benz и чуть менее известный музей Porsche, открывшийся в 2009 году. Помимо двух "официальных" музейных экспозиций в столице земли Баден-Вюртемберг имеется еще и Mercedes-Benz Classic Center, в шоуруме которого выставлены на продажу полностью отреставрированные специалистами компании "классические" автомобили Mercedes-Benz разных лет выпуска. Все эти "экспонаты" доступны для осмотра и образуют, своеобразную выставку-продажу, не менее интересную, чем официальная экспозиция Mercedes-Benz. Так что Штутгарт с его "почти" тремя музеями автомобилей явление, можно считать, уникальное... Что касается собственных впечатлений, то из Штутгартских экспозиций пока удалось побывать только в музее Mercedes-Benz...


Новое здание музея было открыто в мае 2006 года. До этого экспозиция располагалась на территории автомобильного завода, а посетителей от ворот до ворот возили специальные автобусы-шаттлы. Форма нового музейного здания уникальна - построенное из монолитного бетона здание не имеет острых углов и закручивается плавной спиралью без резких преломлений. Архитектурный проект эргономичен - начало экспозиции раположено на самом верхнем девятом этаже и ведущая от зала к залу эстакада сбегает сверху-вниз. Как результат - меньшая усталость от путешествия по идущему "под горку" музейному маршруту.
Принцип, положенный в основу построения экспозиции, несколько необычен: хронологическое повествование прерывается тематическими коллекциями. В том порядке, как разворачиваются музейные залы, построен и рассказ об экспозиции. Так что некоторая запутанность повествования - это не сумбурность изложения, это следование логике Mercedes-Benz...

Вверх на девятый этаж посетителей возносят лифты, дизайн  которых напоминает спортивные автомобили 30-х: зализанные обтекаемой формы капсулы, бесшумно взлетающие под самую крышу здания. Когда двери открываются на девятом этаже, то первым экспонатом музея оказывается не автомобиль, а... лошадь - "одна лошадиная сила" - единица, которая уже более ста лет символизирует все возрастающую мощность автомобильных двигателей...

Если не считать "лошадинной силы", расположившейся прямо напротив выхода из лифта на девятом этаже музея, остальная часть экспозиции посвящена автомобилям и тем, кто их создавал. Все начинается с изобретнного в начале 80-х годов Николаусом Отто первого немецкого бензинового двигателя. Обративший внимание на новинку технический директор фабрики газовых двигателей "Deutz" Готлиб Даймлер решил приспособить мотор для использования на транспорте. В результате в 1886 появился первый "моторный экипаж" Даймлера: на обычныую пролетку, был установлен усоверешенствованный бензиновый двигатель. Этот экипаж считается первым в мире "автомобилем" с бензиновым двигателем.

Первенство с четырехколесной повозкой Даймлера делит трехколесный экипаж Карла Бенца. По воспоминаниям современников, изобретатель впервые прокатился на тарахтящем экипаже вокруг собственных мастерских весной 1885 года. Вскоре "трицикл" пошел в серию, а с 1888 года Карл Бенц начал принимать участие в международных автомобильных выставках.

В это же время, воодушевленный успехом использования бензиновго двигателя, Готлиб Даймлер совместно со своим компаньоном Вильгельмом Майбахом стал активно устанавливать мотор на разные виды транспорта - целая галлерея "механических уродцев" выстроилась вдоль стен первого музейного зала.

Следующий зал - история появления легендарного имени машины Mercedes. В 1896 году австрийсткий бизнесмен Эмиль Елинек решил заказать в компании Готлиба Даймлера автомобиль. Но поставил два условия: авмтомобиль должен носить имя его дочери - Мерседес, и автомобиль должен ездить быстрее, чем освоенные на тот момеyт Даймлером машины - 30 км/час.

Заказанный автомобиль был закончен к весне 1901 года и представлен заказчику в Ницце на Французкой Ривьере, где одержимые автомобилями представители европейского высшего света собирались, чтобы участвовать в 244-мильной гонке. Новый Mercedes выиграл это соревнование. Daimler решил использовать удачное имя. Торговая марка Mercedes была зарегистрирована в 1902 году. А самый старый из сохранившихся в мире автмобилей Mercedes стоит теперь в музейной экспозиции. Это Mercedes-Simplex 40PS 1902 года, когда-то принадлежавший Вандербильду.

Долгое время Даймлер и Бенц даже не знали о существовании друг друга, хотя занимались они практически одним и тем же - создавали первые автомобили с бензиновыми двигателями. Компании "Deimler Geselschaft" и "Benz und Co" независимо существовали и даже жестко конкурировали между собой до объединения в 1926 году в концерн Deimler-Benz. Символом концерна стала трехлучаевая звезда (официальная эмблема фирмы Даймлера), объединяющая три стихии, подвластные машинам концерна - воздух, воду и землю. Обрамляющий звезду венок из лавровых листьев - символ спортных побед, машин этой марки.

Появление автомобиля и его "продвижение в массы" открыло перед автовладельцами невиданную ранее возможность - свободного путешествия по стране. Автомобильным и автобусным путешествиям посвящен отдельный зал музея - "Галерея путешественникв" (Gallery of Voyagers). На фото Mercedes-Benz Pullman limousine 1927 года, машина выпущенная через год после объединения компаний. Использование термина Pullman в навании машины - отсылка к пульмановским спальным вагонам, намек, на ислючительную комфортность автомобиля.

Соеди экспонатов "Галереи путешественников" автомобиль Mercedes-Benz 320 streamlined 1939 года.

Без преувеличения эту машину можно назвать "эталоном стиля" 30-х годов - "зализанные"
обтекаемые стремительные формы... Даже запасное колесо, которое в 1930-е годы без лишних хлопот крепилось снаружи машины, убрано в специальную нишу.


Автобус Mercedes-Benz O 2600 производился с 1937 по 1940 год. Машина демонстрирует успехи компании в производстве туристических автобусов в предвоенные годы. Вместо использовавшегося раньше обшитого фанерой каркаса, металлический кузов. Пониженный пол салона, чтобы облегчить вход и выход пассажиров. Большие пневматические колеса - для плавности хода. Автобус Mercedes-Benz O 2600 оснащался дизельным двигателем, что тоже было прогрессом для того времени. Из полутра тысяч сошедших с конвейра машин 1455 были с дизелем и только 46 автобусов - с бензиновым двигателем.

LO 1112 1969 года выпуска, долгие годы колесил по дорогам Аргентины. Местное прозвище такого рода автобусов - Collectives. В Южной  Америке, Азии или Африке, где частного автотранспорта сравнительно не много, автобусы являются не просто общественным траспортом, но и выступают средством самовыражения владельца. Водители с любовью украшают четерехколесного друга в соотвествии со своим предствалением о прекрасном. Находящийся в музее экземпяр - подлинный автобус из Аргентьтины - был восстановлен и передан музею своим прежним владельцем.

Это уже экспонат следующей коллекции - "Галереи тружеников" ("Gallery of Carriers"). Первый грузовик Даймлера появился в 1896 году. При мощности в 4 лошадинных силы, машина неспешно перемещала 1,5 тонны груза. Этот показатель, к слову сказать, стал стандартом и для дургих производителей - достаточно вспомнить знаменитую "полуторку". Компания Карла Бенца начала заниматься выпуском грузовых автомобилей с 1900 года, но преимущество все же отдавалось легковым машинам.
Стоящий в экспозиции грузовик - "трехтонка" 1912 года выпуска, произведенная на заводе Бенца. Отличтельные особености - бензиновый двигатель, цепной привод, сплошные (не пневматические) резиновые шины.

Представленный на снимке Mercedes-Benz O 10000 1938 года - передвижной почтамт. Автомобиль построен на базе трехосной грузовой платформы. Трехосные грузовики с удлиненной базой - отличная идея, с точки зрения увеличения грузоподъемности, но не совсем удачное решение, если речь заходит о маневренности. Разворот с радиусом в 24 метра можно было выполнить далеко не на всех дорогах. Выставленный в музее экземпляр передвижного почтамта принадлежал рейхспочте и использовался на территории Австрии. Тут было настоящее почтовое отделение со служащими, телеграф и даже переговорный пункт. Вот только как все это работало в отсутствие сотовой связи...

Уникальная и удивительная машина - грузовик, построенный специально для скоростной перевозки болидов Mercedes-Benz Renntransporter 1954 года. В середине 50-х газеты с восторгом писали, что немецкий автопроизводитель выпустил "самый быстрый в мире перевозчик автомобилей". Из-за обтекаемого синего кузова журналисты называли этот грузовик "голубое чудо".
К сожалению, оригинальная машина не сохранилась - в музее экспонируется воссозданная, полностью рабочая копия. Дело в том, что в 1955 году Mercedes-Benz отошел от автоспорта и автовоз служил выставочным автомобилем в США. В 1967 году машину сдали на металлолом - в музее на втором этаже оказалось слабое перекрытие и была опасность того, что экспонат просто провалится вниз. В начале 1990-ых Тим Камишильте и Мартин Шготт из фирмы Mika решили воссоздать удивительный автомобиль. Однако чертежей оригинальной машины не существовало, поскольку автовоз делался "для себя" и собирался специалистами Mercedes-Benz из того, что было под рукой. Автомобиль-реплику воссоздавали по архивным фотографиям на что ушло восемь лет.

Удивительные по красоте и своим характеристикам автомобили периода 20-х - 30-х годов собраны в коллекции под названием "Время перемен". Это время зарождения стиля и репутации концерна Mercees-Benz, объединившего две конкурирующие компании. Как известно Daimler работал в трех стихиях - на земле, в воде и на воздухе. В годы Первой мировой войны, создавая авиационные двигатели, инженеры столкнулись с кислородным голоданием самолетных моторов на больших высотах. Проблему решили за счет приводных нагнетателей - компрессоров, После войны такой же подход было решено опробовать и на автомобилях. Это сулло рост мощности без увеличения объема камеры сгорания. Результатом стало появление Mercedes 10/40 hp 1923 года - на снимке эта машина дальняя. После объединения компаний с целью унификации модельных рядов Daimler и Benz упразднили некоторые модели. Под сокращение попал и Mercedes 10/40 hp. Но на его основе был построен спортивноый Mercedes-Benz Typ S. На снимке автомобиль 1928 года -  Mercedes-Benz 26/120/180 PS Typ S. Загадочные цифры 120/180 расшифровываются просто - это мощность двигателя в атмосферном варианте и при работе с компресором - 120-180 л.с. Цифры солидные даже для сегодняшнего дня, а ведь машине уже за 80 лет.
В 1934 году был создан Mercedes 500K с 8-цилиндровым двигателем, объемом 5 литров. Машина рекламировалась, как престижное и роскошное средство предвижения для покупателей с особым статусом. Машина позиционировалась как «модель для автобанов с пониженным сопротивлением воздуху». Использование компрессора (индекс К в обозначении модели) позволило поднять мощность двигателя со 100 до 160 лошадинных сил. Максимальная скорость в варианте с нагнетателем достигала 160 км/час при совершенно безумном расходе топлива - 30 л на 100 км. Но в предвоенное время это мало кого волновало. Несмотря на то, что "пятисотый" Mercedes был каталожной моделью, каждый экземпляр собирался индивидуально под заказ покупателя.

Двумя годами позже , в 1936 году, на базе Mercedes 500 был выпущен автомобиль Mercedes Benz 540K, с объемом  двигателя 5,4 л. мощностью 180 лошадинных сил, что по меркам 30-х годов было много. Максимальная скорость возросла до 170 км/час. Машина дебютировала на Парижском автослоне 1936 года.

Mercedes 500 и Mercedes 540 выпускались в разных кузовах - седаны, купе, кабриолеты, родстеры... Часть шасси поставлялись без кузовов сторонним производителям. Всего с 1934 по 1939 год был выпущен 761 автомобиль моделей "500" и "540". Еще 61 шасси были переданы сторонним кузовным ателье...
К сожалению, невозможно уделить внимание всему многообразию довоенных совершенно роскошных автомобилей Mercedes-Benz, выставленных в музейной экспозиции. Однако, кое-что еще о них будет рассказано дальше, в описании коллекции "Знаменитостей".

Период Второй мировой войны музей практически не освещает - выпускались грузовики, производство прожорливых довоенных красавцев сократилось до единичных экземпляров. В 1944 году англо-американские ВВС практически полностью уничтожили заводы Mercedes-Benz. Очередное чудо произошло только в конце 40-х, начале 50-х годов. Невзрачная черная машина на заднем плане на фоне кургузого грузовика - первая настоящая послевоенная модель Mercedes-Benz 180, 1953 года. Это первый Mercedes с несущим кузовом и деформируемыми зонами, призванными смягчить последствия аварии. Но основное внимание, конечно, привлекают суперкары под маркой Mercedes-Benz.

Наряду со 180-моделью в 1951 году был создан Mercedes-Benz Type 300, послужившей основой для создания целого семейства автмобилей, выпускавшихся до 1964 года. "Трехсотый" был большой престижной машиной, которая, в определенной степени, символизировала послевоенное "экономическое чудо".
Машина производилась в кузовах седан и кабриолет и пользовалась популярностью у бизнесменов, знаменитостей и политиков. Первый федеральный канцлер ФРГ, Конрад Аденауэр, владел личным Mercedes-Benz Type 300 и очень хорошо отзывался о машине. По этой причине Type 300 неофициально иногда называли "Аденауэрами".

Дизайн кузова удивительным образом сочетал изящество и солидность форм довоенных автомобилей со стремительностью машин 50-х годов. Трехлитровый мотор имел запас для модернизации, что позволило создать на его базе спортивные автомобили.

Жемчужина коллекции - знаменитый Mercedes-Benz 300SL с распахивающимися вверх дверьми типа "крылья чайки". Машина появилась в 1954 году и произвела настоящий фурор среди богатых любителей спортивных авто.

Сложность производства и практически ручная сборка сделаи машину слишком дорогой для европейского рынка. 80 % всех автомобилей поставлялись в США. Покупатели выстраивались в очередь и приобретали машины на аукционах. Первоначально мощность машины составляла 115 л.с. Однако после того как на Mercedes-Benz 300SL была установлена системы впрыска топлива фирмы Bosch, мощность подскочила до до 215 л.с. Это позволило разгонять легкий автомобиль до 250 км/ч. Mercedes-Benz 300SL стал самым быстрым серийно выпускавшимся автомобилем того времени.

Высокая цена ограничивала сбыт модели 300SL в Европе. Было найдено оригинальное решение - разработана упрощенная массовая модель для "домашнего рынка". Премьера "младшего брата" - Mercedes-Benz 190SL - состоялась в апреле 1954 года. Машина выпускалась, как двухместный родстер с брезентовой или жесткой крышей. Многие элеименты были заимствованы у 300SL, но цена оказалась почти в половину меньше стоимости старшей модели. Машина пользовлась популярностью у покупателей и особенно нравилась женщинам.

Уникальная машина - Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut 1955 года. Это гоночный автомобиль с мотором V8, мощностью 310 л.с., с кузовом, похожим на серийное купе. Он мог развивать скорость до 300 км/час. В 1955 году автомобиль выиграл все гонки, в которых принимал участие -  Mille Miglia, Targa Florio, Tourist Trophy, Eifelrennen и Swedish Grand Prix. Рекорд, установленный на Mille Miglia, не побит до сих пор. Автомобиль строился, как участник гонок на длинные дистанции. К сожалению, после трагедии 1955 года с участием автомобиля Mercedes-Benz на гонке "24 часа Ле-Ман", где погиб гонщик Пьер Левег и 82 зрителя, компания на долгие годы ушла из автоспорта. Проект Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut был заморожен. Сохранились только 2 экземпляра этой удивительной машины.


Следующей, после изумительных суперкаров 50-х годов, идет коллекция "Помощники".
В рамках этой экспозиции собраны по-своему уникальные экспонаты - специализированные автомобили, созданные на базе Mercedes-Benz. Среди них одна из первых пожарных машин, построенная в 1912 году. Интересная подробность: в 1908 году во всей Германии насчитывалсоь не более десятка автомобилей с бензиновыми двигателями. К 1913 их численность возросла до 117 единиц, из которых не менее 70 были произведены компанией Daimler. А вот пожарная машина собрана на базе грузовика Benz...

Скорая помощь образца 1937 года. Выглядит невзрачно? Это уже знакомый Mercedes-Benz 320,  "родственник" которого уже встречался в "Галерее путешественников" в варианте стильного sMercedes-Benz 320 treamlined...

Опятяь пожарная машина, точнее машина с пожарной лестницей. На этот раз это Mercedes-Benz LF 3500 1952 года.

Mercedes-Benz C 220 CDI 2002 года выпуска в "полицейской форме" земли Баден-Вюртемберг. С этой машиной связана интересная история, демонстрирующая немецкий прагматичный подход к любому делу. Оказывается раньше традиционным цветом полицейских машин земли Баден-Вюртемберг был белый. Что в этом особенного? А вот что - полиция должна ездить на новых исправных машинах. Поэтому после года или двух эксплуатации автомобиля, машину "увольняют" из полиции - с нее снимают спец оборудование, отклеивают зеленую пленку - и реализуют на вторичном рынке, а вырученные деньги направляют на оплату новых машин. Но белые Mercedes-Benz оказывались не востребованными и долго простаивали на площадках дилерских центров. Тогда было предложено заменить белый кузов на серебристый, более популярный у покупателей, и дело пошло. Теперь списанные из полиции машины по весьма привлекательной цене быстро реализуются на вторичном рынке, а стражи порядка получают возможность приобретать новые полицейские машины...

Знаменитости и Mercedes-Benz - есть в этих словах что-то родственное... Подтверждением тому галерея "Знаенитости". К примеру этот "папамобиль" был создан в 1980 году к приезду понтифика в Германию. В Папу Римского тогда еще никто не стрелял и потому "папамобиль" еще не бронированный... Из интересных особенностей -  колпак для защиты от дождя и ветра и довольно-аки вульгарные "золотые" колесные диски, делающие Mercedes-Benz похожим на не слишком удачную китайскую игрушечную машинку.


Красный спортивный Mercedes-Benz SL 1991 года в 129-м кузове - автомобиль принцессы Дианы... Машина вызвала бурю негодования в английском обществе: член королевской семьи разъезжает на иностранном автомобиле. Дошло до того, что принцессе пришлось продать этот стремительный красный Mercedes-Benz . А спустя несколько Диана погибла, находясь в другом Mercedes-Benz...

Mercedes-Benz 770, который иногда называли еще "Gross Mercedes", то есть "большой Мерседес". Объем двигателя - 7,7 литра, мощность - от 150 до 200 л.с, максимальная скорость - до 160 км./ч. Машина на снимке - Mercedes-Benz 770 Grand Mercedes cabriolet F - выпущена в 1932 году для императора Вильгельма II. В 1935 году таким же автомобилем, но в кузове Pullman limousine, обзавелся Японский император. Mercedes-Benz для восточного правителя был усилен бронезащитой и стал одной из первых в мире подобных машин. Автомобилями Mercedes-Benz 770 пользовалось также и руководство рейха.

Справа Mercedes-Benz 300, 1959 года - подлинная машина первого канцлера ФРГ Конрада Аденаура.

Родстер Mercedes 24/100/140 hp 1926 года. Машина принадлежала Оскару Хеншелю (Oscar Henschel), владельцу компаний Henschel Locomotive Commercial и Aircraft Henschel & Sohn company. Первая выпускала паравозы, вторая - самолеты в годы Второй мировой войны.

Mercedes 24/100/140 - последний автомобиль, который был сконструированным инженерами Mercedes до слия­ния Daimler. Машина оснащалась шестицилиндровый двигателем с ком­прессором мощностью 140 л.с. При весе автомобиля в 2,4 т двигатель объемом 6,2 л разгонял машину до 125 км/час. Вблизи машина производит потрясающее впечатление - крупный автомобиль почти грузовых размеров с громадным дорожным просветом и капотом, доходящим едва ли ни до уровня плеч. Настоящий дорожный монстр.


Продолжение рассказа об экcпзиции музея можно прочитать в посте Штутгарт. Музей Mercedes-Benz. Часть 2


Полезная информация

http://www.mercedes-benz-classic.com/ - официальный сайт музея Mercedes-Benz и Центра классических автомобилей Mercedes-Benz (The Mercedes-Benz Classic Center).

Музей работает со вторника до воскресенья с 9.00 до 18.00
Кассы закрываются в 17.00
Выходной день - понедельник.

Адрес для ввода в навигационную систему: 70372 Stuttgart Mercedesstrasse, 100 (Mercedes-Benz Museum)

Если нужно припарковать машину - то это можно сделать на улице ведущей к музею или перед самим музеем на открытой стоянке (мест может не быть...) Кроме того имеется крытый паркинг с обратной стороны музея. Паркинг платный, но стоянка длительностью до 4 часов для посетителей музея бесплатная. Для получения "бонуса" нужно предъявить парковочный талон на кассе музея.

Стоимость входных билетов:
Взрослые - 8 евро,
Взрослые, вечернее посещение (с 16.30 до 18.00) - 4 евро
Дети до 15 лет - бесплатно

Надо заметить, что "вечернего билета" для полноценного осмотра экспозиции не хватит - слишком много интересного в собрано в коллекции. Для посещения нужно отводить, минимум, 3-4 часа.

Кроме экспозиции на территории музея действует аттракцион - симулятор спортивного Mercedes-Benz.
Билет - 4 евро,продается в кассе рядом с аттракционом.
К управлению допускаются посетители ростом выше 140 см.
Симулятор закрывается минут за 15-20 до окончания работы музея.


Комментариев нет:

Отправить комментарий