С 1 июня 2012 года новые материалы размещаются на страницах автономного блога "Про путешествия", расположенного по адресу http://www.tripinformer.ru. Все ранее опубликованные посты доступны по тому же адресу.

вторник, 14 февраля 2012 г.

Мюнхен. Музей BMW. Часть 1

Попасть в Мюнхенский музей BMW я безуспешно пытался с 2004 года. И каждый раз что-нибудь шло не так. В первый раз музей оказался закрыт на реконструкцию. Потом - приехали слишком поздно и экспозиция уже закрывалась. На третий раз... Да уже и не вспомнить, что было на третий раз, но факт остается фактом - в музей прославленного немецкого производителя автомобилей удалось попать только с четвертой попытки.

Сегодня комплекс зданий BMW включает изображенный на снимке павильон "BMW Welt" ("Мир BMW"), собственно музей BMW, примыкающий к зданию штаб-квартиры компании, и мюнхенский завод BMW, с конвейеров которого ежедневно сходят все новые и новые автомобили баварского производителя. Снимок павильона BMW Welt сделан со стороны музея BMW, который находится через дорогу. Здания соединены между собой пешеходным мостом, перекинутым через городскую магистраль. С 2004 по 2008 год шла реконструкция музея и строительство нового павильона. Обновленный комплекс открылся для посетителей летом 2008 года.

Вход в BMW Welt бесплатный. Ведь это не музей, а торгово-выставочный комплекс. Здесь организуются временные экспозиции и выставляются необычные экспонаты из запасников музея, на всеобщее обозрение представляются концепты BMW. Все это - часть "просветительской" работы, которую компания проводит в отношении потенциальных покупателей автомобилей. Что касается торговой функции, то в помещении  BMW Welt можно ознакомиться с реально выпускаемой продукцией BMW, опробовать машины в действии, получить консультации специалистов и даже оформить заказ на покупку понравившегося автомобиля. То есть BMW Welt - это гигантский автосалон BMW "с дополнительными опциями", расположившийся прямо напротив мюнхенского завода компании.

Как уже было сказано выше, напротив BMW Welt раполагается здание штаб-квартиры компании, выполненное в форме четырех цилиндров, и примыкающий к нему похожий на чашу музей BMW. Несмотря на то, что строительство комплекса было завершено к Олимпиаде 1972 года (олимпийский парк располагается совсем рядом), здания и сегодня смотрятся футуристично и вполне современно.

Прямо у билетных касс выставлены несколько автомобилей BMW из коллекции музея.  Их можно осмотреть бесплатно. Все остальное - по билетам. Изображенный на фото автомобиль - BMW 335, 1939 года.

Среди экспонатов бесплатной "предэкспозиции" такой вот забавный фургончик непонятной наружности. Интригует... Неужели заводы BMW выпускали это?
После покупки билетов можно начинать осмотр основной экспозиции. Вместе с билетами посетителям выдают аудиогиды, которые могут вести "экскурсии" и на русском языке.

Чудеса в музее начинаются с самого начала. Первый экспонат - кинематическая скульптура из нескольих сотен подвешенных на проволоку стальных шариков. Под "космическую музыку" элементы композиции совершают плавные движения, и из хаоса образуются узнаваемые обводы автомобилей BMW в натуральную величину. Зарождение идеи и ее реализация в осязаемых формах, процесс творчества - все это сиволизирует движение стальных шариков. Зрелище абсолютно завораживающее...
В самой экспозиции принцип хронологии не соблюдается - экспонаты сгруппированы по темам: мотоциклы, гоночные автомобили, родстеры, массовые автомобили, дизайн... Из-за такого подхода временами теряется исторический ход событий и музей кажется несколько хаотичным. И все же начало экспозиции посвящено истории и первым продуктам, которые превратили BMW в то, что мы знаем сегодня. Эти продукты -  авиационный мотор, первый мотоцикл BMW, первый автомобиль BMW...

Предшественник нынешней компании BMW, завод «Gustav Otto Flugmaschinenfabrik Munchen», специализировался на выпуске авиационных двигателей. Знаменитый символ BMW -  бело-голубой пропеллер - как раз из того времени. В 1916 году, после объединения с самолетостроительной компанией «Rapp Motorenwerke», появилась компания «Bayerische Flugzeugwerke AG» (BFW). В 1917 году BFW была перерегистрирована в знакомую нам «Bayerische Motoren Werke GmbH» - BMW. Смена имени на BMW не означала смены рода деятельности - компания по-прежнему выпускала двигатели.

После окончания Первой Мировой войны BMW оказалась в крайне затруднительном положении - по Версальскому договору Германия не имела права заниматься производством авиационных двигателей. Выход был найден в переориентации производства на выпуск двигателей для "народного хозяйства" послевоенной Германии. В 1918 году в компанию пришел инженер Макс Фриц, до этого осздававший отличные авиационные двигатели. Однако в изменившихся условиях пришлось Максу Фрицу заняться моторами поменьше. Под его руководством был спроектирован и выпущен удачный по конструкции компактный опозитный двигатель для мотоциклов. Его тут же стали использовать немецкие создатели мотоциклов, благо в послевоаенной Германии спрос на такую технику был неплохой. Мотор получил наименование Bayern-Kleinmotor и обозначался как M2B15 («M» - мотор, 2 – число цилиндров, «B» – boxer (оппозитный)). По использовавшейся тогда схеме, мотопроизводители располагали оппозитный двигатель так, что цилиндры стояли вдоль оси мотоцикла и задний цилиндр перегревался. Авиационное прошлое подсказало Максу Фрицу другое решение - двигатель был развернут поперёк (сразу отпала проблема охлаждения), а момент на колесо передавался карданным валом. Такой подход позволил в 1923 году выпусть очень успешный мотоцикл BMW R32, который оказался настоящей сенсацией Парижского автосалона. Интересно, что предложенное Максом Фрицем решение - развернутый поперек опозитный двигатель и карданный вал - стало "фамильной чертой" всех мотоциклов BMW на долгие годы (только в 1993 году BMW выпустила первый мотоцикл без карданного вала – F650).

В 1928 году BMW приобрела заводы фирмы DIXI («Дикси») в Айзенахе. Производство машин началось по английской лицензии с автомобиля Остин-7, который выпускался сначала под маркой BMW-DIXI, потом BMW. Конструкция выпускаемых по лицензии машин оказалась удачной, и автомобили успешно продавались.

В середине 30-х годов BMW занялась разработкой сначала легковых, а потом и спортивных автмобилей. Именно в это время была создана ставшая легендой BMW 328. Рассказывают, что спортивный BMW328 ММ появился в результате спора Гитлера с Муссолини. Диктаторы спорили по-крупному: сможет ли Германия выиграть у Италии гонку Берлин—Рим—Берлин. К сожалению, из-за войны соревнование так и не состоялась... Но машины построили. Причем по уникальной технологии - в основу автомобиля положена пространственная рама из эллептических труб.

Кузова для BMW 328 ММ были заказаны итальянскому ателье Carozzeria Touring. Там же изготавливали металлические элменты обшивки и трубы рамы из сплава магния и алюминия. Масса машины не превышала 800 кг. При мощности двигателя 140 лошадинных сил автомобиль разгонялся до 200 км/ч. Стоящий в музее экспонат - единственное купе, которое сохранилось до наших дней. Машину в 2000 году приобрели у американского коллекционера  за 6 000 000 (Шесть миллионов!) евро.
BMW 328 - знаковый для компании автомобиль. Он еще несколько раз встретится в экспозиции в различных версиях.

Отметились автомобили BMW и в гонках формулы F1. Правда, начиная с сезона 2010 года команада BMW прекратила участие в чемпионате "по причине изменения стратегии развития компании".

Необычная экспозиция: линейка автомобилей BMW 70-х годов выпуска. Именно в 1970-е годы появились первые автомобили знаменитых серий BMW — модели 3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии.

На первом плане - автомобиль BMW 1600. Он стал предшественником знаменитой "трешки" - автмобилей BMW 3-й серии, появившихся на дорогах в 1970-е годы. Именно слово "предшественник" написано на музейной стене позади BMW 1600. Дальше стоят потомки "тысяча шестисотого" - "трешки" BMW различных поколений и разных годов выпуска.

Поражает разнообразие моделей, которые сошли с конвейров заводов BMW в период с 1970 года и по настоящее время. Эта необычная художественная инталляция, составленная из шильдиков от серийных машин BMW, занимает целый двухэтажный пролет и наглядно показывает - разнообразие моделей со временем только увеличивается.

Специальный зал посвящен спортивным мотоциклам BMW, включая и такой необчный вид соревнований, как гонки на мотоциклах с коляской. Производимые BMW vотоциклы Boxer, с контролем привода коляски обеспечили компании феноменальный результат: с 1945 по 1974 года гонщики на таких мотоциклах одержали серию побед, 19 раз завоевав звание Чемпиона мира.

Еще один удивительный экспонат. Это не автомобиль, а рекордный мотоцикл BMW WR500, облаченный в серебристую металлическую капсулу обтекаемой формы. Идея использования мотоциклов BMW для заездов на скорость пришла от Эрнста Хенне, человека установившего первый мировой рекорд скорости в езде на мотоцикле.
В том, что это действительно мотоцикл можно убедиться, заглянув внутрь аэродинамического корпуса. За быструю езду на мотоцикле и неизменно белый цвет гоночного комбинезона Эрнста Хенне называли «Белый фантом».

Вначале при рекордных заездах Эрнст Хенне использовал шлем особой формы, придаваший обтекаемую форму голове гонщика. Начиная с 1936 года корпус мотоцикла оснастили обтекаемым прозрачным колпаком. За характерные аэродинамические формы мотоцикл получил прозвище «Хенне и его яйца». Свой главный рекорд Хенне установил 28 ноября 1937 года, разогнав "яйцо" до до 280 километров в час!  Этот рекорд продержался в течение 14 лет и был превзойден только в 1951 году. Сам Эрнст Хенне, несмотря на пережитые аварии, прожил долгую жизнь длиной в 101 год.

Пластилиновая модель автомобиля в натуральную величину. Такие используются при разработке новых моделей и позволяют увидеть и ощутить, как будет восприниматься новый автомобиль, что называется живьем. Помните кинематическую модель в самом начале экспозиции? Она находится в зале, расположенном прямо над помещением "дизайн ателье". Сквозь прозрачный потолок можно наблюдать метаморфозы, происходящие с облаком стальных шариков. В этом есть особоый символ - мысленная модель, порожденная фантазией дизайнера, превращается в пластилиновый макет автомобиля...

Галерея  автомобильных двгателей BMW различных поколений. Моторы выглядят, как настоящие произведения искусства и сами по себе достойны занимать место в музейной экспозиции.

В переходе между музейными залами простирается витрина, в которой выставлены серийные модели мотоциклов BMW. Обширная коллекция занимает стенд высотой в 2 этажа.

Музейное здание тоже является своебразным экспонатом. Идея и замысел Музея BMW принадлежат архитектору Карлу Шванцеру (Karl Schwanzer). Он стремился создать эффект движения посетителей по прямой дороге, с площадями-платформами, соединенными полупрозрачными переходами. На момент своего создания в 1972 году, Музей BMW был первым автомобильным музеем в Германии.

Зал, посвященный истории компании. В центре - интерактивный стол, на котором можно страница за страницей перелистывать историю компании BMW. Технически все реализовано за счет сенсоров и проекторов, расположенных под потолком помещения. А стол - самый обычный белый стол...

Еще один исторический зал, своеобразное хранилище бумажных документов. Тут лежат папки с репродукциями документов, фотографий, чертежей, составляющих историю компании BMW. Сама экспозиция на этом не заканчиивается - залы, посвященные истории компании, располагаются приблизительно в середине музейного маршрута. Впереди еще коллекция родстеров, спортивные машины BMW, временная выставка... Но об этом в следующий раз.

Необычный ракурс - музейный туалет. Помещение мало чем отличается от залов музея - та же чистота, строгость линий и неизменно белый цвет...

Мюнхен. Музей BMW. Часть 2 >>
Мюнхен. Музей BMW. Часть 3: выставка купе и кабриолетов >>



Полезная информация

Официальный сайт комплекса BMW - местонахождение, расписание работы, информация о временных экспозициях, полезные сведения для посетителей. Сайт на английском и немецком языках.

Музей BMW открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 18:00.
Выходной день - понедельник.
Касса закрывается за 30 минут до закрытия музея, но смысла заходить в музей на полчаса практически нет - для осмотра экспозиции требуется, минимум, 2-3 часа.

Цены на билеты с 1 января 2012 года
Входной билет для взрослого - 9 Евро.
Билет для ребенка (школьника до 18 лет) - 6 Евро.
Семейный билет (2 взрослых + 3 ребенка) - 18 Евро.
При предъявлении туристической карты City Tour Card Munich стоимость билета для взрослого - 6 евро.
Билет позволяет осмотреть экспозицию музея и расположенную на последнем этаже временную выставку.
Билет для осмотра только временной экспозиции: взрослый - 5 евро, детский - 2,5 евро, семейный - 9 евро.

Комментариев нет:

Отправить комментарий