С 1 июня 2012 года новые материалы размещаются на страницах автономного блога "Про путешествия", расположенного по адресу http://www.tripinformer.ru. Все ранее опубликованные посты доступны по тому же адресу.

суббота, 26 мая 2012 г.

В полет с Ryanair
Часть 4. Собственные впечатления от полета

В середине апреля 2012 года мне впервые довелось «полетать» на самолетах Ryanair. До этого много читал и слышал про эту авиакомпанию и даже несколько раз помогал покупать билеты и регистрироваться на рейс друзьям и знакомым, а вот сам самолетами этого авиационного дискаунтера не летал. Не приходилось. Тем, кто не любит читать много, могу сообщить коротко: понравилось, хотя и несколько специфично. Ну, а для тех, кому интересны подробности, дальше развернутый рассказ о собственных впечатлениях.

Как уже говорилось ранее, самолеты Ryanair летают в Европу из Финляндских аэропортов Лаппенранта, Турку и Тампере. Мой личный опыт касается пока только полета в Дюссельдорф из финского города Лаппенранта.
Для тех, кто собирается не только прочитать пост, но и возможно захочет самостоятельно поехать  в аэропорт Лаппенранты на машине, на всякий случай привожу адрес для ввода в навигационную систему: 53601 Lappeenranta, Lentokentantie, 15.
 Проверял сам - этого достаточно, чтобы доехать...

Про билеты и ручную кладь
Билеты на апрельский рейс Лаппеенранта-Дюссельдорф были купены в январе и обошлись в 75 евро за полет туда и обратно – то есть вариант путешествия с Raynair оказался действительно бюджетным. Правда, нужно учесть, что никаких дополнительных «опций» вместе с билетом не приобреталось – на четыре дня пребывания в Европе достаточно было вещей, которые уместились в ручной клади. Гарантированные места в салоне также были не важны…
С чем пришлось помучаться, так это с подбором чемодана допустимых для провоза в салоне габаритов. Напомню, что согласно правилам авиакомпании к перевозке в качестве ручной клади допускается одно (исключительно одно!) место габаритами не более 55х40х20см и весом до 10 кг. Покупать для этого рекомендуемый самой авиакомпанией чемодан Samsonite почти за 60 евро представлялось непозволительной роскошью. В результате за 400 рублей в одном из магазинов города был приобретен скромный чемодан мышиного цвета, который (вместе с колесиками!) идеально уложился в требуемые размеры.


Про время прибытия к рейсу
Сам путь от Санкт-Петербурга до Лаппенранты на машине занял чуть более 3-х часов. Но извечное желание «подстраховаться» (а вдруг что с машиной случится, а если на границе очередь…) заставило выехать из города в районе 3-х часов ночи, при том,  что самолет из Лаппенранты вылетает в 10.35 утра по финскому времени (в Москве в это время 11.35), а регистрация заканчивается в 10.05.
Кстати о регистрации – если предполагается провоз багажа (а не только ручной клади), то прибывать в аэропорт нужно не позднее, чем за 40 минут до вылета. Иначе может получиться, как с моим знакомым: имея на руках посадочный талон с оплаченным провозом одного места багажа, он был вынужден вторично платить Raynair  50 евро за перевозку чемодана, поскольку тележка с багажом уже ушла из терминала к самолету. В итоге, чемодан он тащил к самолету самостоятельно, его заставили выкинуть все жидкости из багажа, а на борту стюардесса все равно принудила поставить поклажу в багажное отделение… Правда это в Германии было, а не в Финляндии…
Однако вернемся к рассказу. Слава Богу, на пути в Финляндию с машиной ничего не случилось, на российско-финской границе ночью со вторника на среду никого не было, и в аэропорт мы прибыли в 5 часов утра по местному времени. Аэропорт был пуст. То есть абсолютно пуст – никого из персонала внутри не оказалось, хотя попасть внутрь помещения было можно и устроиться в зале ожидания пустого здания тоже не возбранялось…


Про аэропорт и стоянку

Сам аэропорт города Лаппенранты выглядит довольно скромно и провинциально. Некоторые наши соотечественники даже называют его между собой «сараем».


Хотя, это по своему примечательное место: аэропорт Лаппенранты - старейший в Финляндии действующий аэропорт, который функционирует с 1918 года.

 Обслуживает комплекс компания Finavia , которая отвечает за 25 финских аэропортов, а также организует работу аэронавигационной системы по всей территории страны. В общем, несмотря на скромные габариты аэропортового комплекса, тут все «по-взрослому».
Кроме небольшого зала ожидания в аэропорту имеется и неплохое кафе, но в 5 часов утра это заведение «общепита», понятное дело, было закрыто, так что коротать время пришлось километрах в десяти от аэродрома на круглосуточной заправке с фаст-фудом.
В аэропорт вернулись около 8 утра по финскому времени. К этому моменту уже прибывали микроавтобусы с пассажирами из Санкт-Петербурга, да и финские путешественники тоже стали подтягиваться.

Перед аэропортом имеются две автостоянки. Одна находится непосредственно перед зданием аэропорта...

...другая подальше, через дорогу, не доезжая площади, где расположено здание. Она обозначена как P2. Это стоянка для «длительного» пребывания, и цены на ней чуть ниже, чем на парковке на площади перед аэропортом. Говорят, что еще пару лет назад машину тут вообще можно было оставить бесплатно, теперь же эта услуга стоит денег.

На площади перед аэропортом действует такая система: 1-3 дня - 8 евро за день, с 4 дня - + 2 евро за день, 7 дней - 32 евро. На стоянке, которая находится через дорогу от аэропорта (P2), сутки стоянки обойдутся в 4,5 евро, неделя – 31,50 евро.

 Ввиду большого количества российских пассажиров надписи дублируются на русском языке на табличке, расположенной рядом со стоянкой. 

Оплата осуществляется через парковочные автоматы на стоянках. Для тех, кто никогда подобным чудом инженерной мысли не пользовался, нужны, наверное, некоторые пояснения. Автомат принимает оплату монетами или через банковскую карту. Банкноты, к сожалению, не принимаются, и в кафе в аэропорту в размене было отказано. Так что о «железных евро» надо позаботиться заранее. 
Сам процесс оплаты прост - в приемное отверстие электронного парковщика закидываются монеты, а на табло отображается дата и время, до которого машина может стоять на стоянке. Когда достигнуты нужные показания, следует нажать зеленую кнопку, и автомат выдает парковочный талон.
С банковской картой алгоритм оплаты несколько иной – в левой части автомата имеется 3 кнопки. Пользоваться надо той, над которой написано 4,5 евро (оплата за одни сутки). Последовательно нажимая клавишу, можно наблюдать, как меняются показания даты и времени на табло. Как только появилось необходимое время стоянки, нужно провести банковской картой через считыватель – автомат списывает требуемую сумму (без ввода пин-кода, между прочим…) и печатает парковочный талон.
Полученный талон необходимо положить под лобовое стекло оставляемой на парковке машины.
Специально обученные люди периодически обходят стоянку и проверяют талоны – если время, указанное на талоне, просрочено, то владельцу автомобиля грозит штраф. В особо сложном случае, если, к примеру, машина стоит несколько суток без оплаты парковочного места, автомобиль могут увезти на эвакуаторе. И вот еще какая тонкость – если, к примеру, машина ставится на парковку в 9.00, а забираться будет через день, два или неделю в 11.00, то 2 «лишних» часа стоянки нужно оплачивать, как целые сутки. Рисковать и экономить несколько евро не стоит - в Финляндии штраф за неоплаченную парковку, если не изменяет память, составляет сейчас 40 евро.

Про ожидание и регистрацию
После постановки машины на парковку можно идти в здание аэропорта. До него метров 300, не больше. 
В зале ожидания установлены такие вот желто-синие «измерители» багажа – если сумка или чемодан не влезают в «прокрустово ложе», сваренное из металлических труб, то на борт поклажу в качестве ручной клади не пропустят. Протестировать габариты багаж можно самостоятельно еще до посадки в самолет. Вес ручной клади – максимум 10 кг –проверка тут же на установленных на стойке весах. Еще раз обращу внимание на то, что с собой в салон можно взять исключительно одно место ручной клади – фотоаппарат на шее или женская сумка в руках считаются вторым предметом. Их нужно втиснуть внутрь ручной клади…



Требования к перевозке жидкостей у Ryanair стандартные – гели, пасты, лосьоны и прочая парфюмерия должна быть расфасованы в тару не более 100 мл. Все это «богатство» представляется на досмотр в полиэтиленовом пакете размерами 20х20 см с «застежкой» (на практике требования к пакету в Финляндии не такие уж и жесткие, а вот к таре в которой перевозятся жидкости поблажек нет…).
В аэропорту Лаппенранты, наверное, в силу большого количества пассажиров-россиян, работает и русскоязычный персонал, благодаря чему не стоит бояться пропустить посадку на свой рейс. Тем более что и рейсов-то за весь день из Лаппенранты совершается не много, наверное, не больше трех-четырех.
Когда начинается регистрация, сотрудник аэропорта предлагает поставить ручную кладь в металлическую клетку и, убедившись, что с размерами все в порядке, взвешивает ее на весах. Тут нужно сделать примечание – на обратном пути, при вылете из Германии, оказалось, что у семейной пары на двоих было ровно 20 кг ручной клади, но в одной сумке лежало 9,5 кг, в другой – 10,5 кг. Пассажирам пришлось перекладывать вещи так, чтобы по 10 кг была каждая сумка в отдельности…
У россиян в аэропорту проверяют паспорта и визы (наличие самой визы и отметку о пересечении финской границы), после чего офицер безопасности ставит печать на посадочном талоне. После этого с проштампованным талоном можно следовать на предполетный досмотр. Тут ничего не обычного - нужно снять верхнюю одежду, поставить на транспортер для «просвечивания» багаж и ручную кладь, пройти рамку металлодетектора. Если рамка пискунула – пассажира досматривают «ручным способом». На этом этапе тщательно проверяют содержимое багажа – в корзину летят емкости с жидкостями и гелями, объем которых не отвечает требованиям правил авиационной безопасности. При нас женщине пришлось раскошелиться на перевозку багажа только потому, что у нее в ручной клади оказалась банка красной икры. Правда, сотрудники аэропорта предлагали оставить «финский сувенир» на хранение и отдать его владелице на обратном пути. Услуга стоит 15 евро.
После прохождения предполетного контроля пассажиры попадают в зал-накопитель. Тут есть небольшой бар и места для сидения.

Про посадку в самолет и сам полет
В самолет начинают пускать минут за 20-25 до вылета. Вначале проходят те, кто оплатил услугу Priority Boarding или забронировал конкретные места в самолете. После – остальные пассажиры. До самолета все идут пешком по летному полю. 


Трап к самолету спереди не подают – используется откидной трап самого воздушного судна. Посадка осуществляется сразу с двух сторон, и салон заполняется довольно-таки быстро.

Внутри самолета поражает отсутствие перегородок – в отличие от обычных рейсов в салоне нет мест «бизнес-класса», а потому и отгораживать от остальных пассажиров некого. Сиденья расположены чуть теснее, чем привычно, так что высоким пассажирам сидеть приходится едва ли ни уперевшись коленками в спинку переднего сидения. В пассажирских креслах нет привычных кармашков, как нет журналов и листков с правилами авиационной безопасности. Последние заменены наклейками на пластмассовых спинках сидений. Сами пассажирские места имеют только одно положение – сидя. Откинуться назад не получиться. Все это «маленькие шаги» на пути к экономии – упрощается процесс уборки самолета, отсутствие шарниров делает пассажирские кресла более надежными. При этом сам самолет внутри выглядит очень опрятно и свежо.
Еще одно отличие полета на Ryainair от «регулярных рейсов» - постоянная торговля в течение всего полета. Ситуация очень похожа на пригородные электрички с коробейниками… Сразу после взлета бортпроводники начинают возить по салону различную снедь и напитки. Потом появляются тележки с сувенирами и даже некими «ароматическими сигаретами», которые можно «курить без огня»: курильщик втягивает в себя воздух насыщенный никотином с легким ароматом табака. Со стороны выглядит комично – взрослый дядька сосредоточенно сосет бумажную трубку…. Пассажирам также предлагается принять участие некоей лотерее, розыгрыш которой обещан в конце полета.
В остальном полет, как ни странно, вполне комфортен. Особенность Ryainair – самолеты могут прибывать чуть раньше, чем указано в расписании. Во время нашего перелета так и случилось – в Германию борт прибыл минут на 20 раньше расчетного времени.
В аэропорту Веце до здания аэровокзала пассажиры тоже добираются собственным ходом. Да и сам аэропорт построен на базе бывшей военно-воздушной базы королевских ВВС Великобритании, когда-то находившейся в западной оккупационной зоне Германии. Здание аэропорта хотя и не большое, но по габаритам превосходит аэропорт в Лаппенранте.
Никакого паспортного контроля на выходе нет, ведь рейс Лаппенранта-Веце – это внутриевропейская авиалиния…

Комментариев нет:

Отправить комментарий