С 1 июня 2012 года новые материалы размещаются на страницах автономного блога "Про путешествия", расположенного по адресу http://www.tripinformer.ru. Все ранее опубликованные посты доступны по тому же адресу.

пятница, 4 мая 2012 г.

Центральный вокзал Антверпена

Одной из достопримечательностей Антверпена, которая достойна всяческого восхищения, и обязательного посещения, является центральный железнодорожный вокзал - Antwerpen Centraal. Чтобы представит, что это такое, нужно вообразить, скажем, Исаакиевский собор в Петербурге или собор Святого Петра в Риме, в который вдруг стали приходить поезда. До этого нечто подобное довелось видеть в Милане - гигантское здание в "имперским стиле" поразило своим размахом и "музейной" красотой. По сравнению с миланским собратом Antwerpen Centraal выглядит более празднично и изящно, но при этом чуть менее величественно...




Любители фактов и истории, обратившись за сведениями к всезнающей Википедии, могут узнать следующие любопытные факты: в XIX веке на месте современного вокзала построили "дебаркадер" - крытый перрон для приема поездов.

Десять лет спустя к дебаркадеру пристроили вокзал, хотя, судя по размерам и монументальности здания, выглядит это как если бы к пуговице пришили пальто...


К середине 50-х годов прошлого века величественное здание пришло в упадок и попросту стало разваливаться - Википедия упоминает о том, что "камни из стен и сводов вокзала падали на землю".

Вокзал бы благополучно снесли, если бы к середине 70-х годов его не включили в число охраняемых памятников архитектуры. Однако это не спало от того, что, как опять-таки утверждает Википедия, "зимой 1978—1979 года с карниза вокзала упал камень весом в триста килограмм". В общем, к концу XX века Antwerpen Centraal представлял собой жалкое зрелище и попросту был небезопасен для пассажиров.


В конце 90-х наконец-то нашлись средства на реставрационные работы, результат которых можно наблюдать сегодня. Получилось славно - дворец, музей, храм, собор - все эти эпитеты безо всякого преувеличения подходят к описанию Antwerpen Centraal. Вот только термин вокзал, как-то не вписывается в этот ряд: уж очень торжественным, нарядным и праздничным получилось здание. Причем как снаружи, так и внутри. К примеру, на снимке - обычная лестница, ведущая к перронам.
 
В большом зале на противоположной стороне от выхода на перрон располагаются билетные кассы.  Не верится, что за таким вот "иконостасом" скрываются обычные офисы железнодорожных служащих.


К слову сказать, во время реконструкции, инженерам пришлось решить нетривиальную задачу - как превратить находящийся в центре города тупиковый вокзал в проходную железнодорожную станцию? Сносить окружающую застройку? Такой вариант рассматривался, но был отвергнут.



В результате было принято решение рыть под вокзалом тоннель. Сегодня вокзал представляети собой четырехэтажную "слоеную" конструкцию.

На двух уровнях расположены тупиковые пути для поездов местного сообщения. Еще на одном уровне находится галерея бутиков. Наконец в самом глубоком подземном этаже проходят железнодорожные пути, по которым поезда по тонелю пересекают город под землей. То есть в процессе реконструкции вокзал буквально "врос" в землю.


Результат закончившейся в 2009 году реконструкции поражает - нынешнее здание вокзала сияет золотом, полированным камнем и сочетает декор начала XX века с совремнными техническими решениями и архитектрунми приемами. Что удивительно, эклектичная по сути конструкиция смотрится вполне гармонично. К слову сказать, с противоположной стороны к старому дебаркадеру в ходе реконструкции  был пристроен новый вход к перронам. Фактически же получился новый вокзал.


На "старом" вокзале много "мелочей", которые создают определенный "антураж эпохи". Например, на тупиковом пути установлены такие вот гидравлические демпферы для предотварщения аварии, если вдруг машинист вовремя не затормозит поезд при остановке.


Судя по шильдику, прикрепленному к гидроцилиндру, демпферу уже больше ста лет. Нигде на российских вокзалах, даже современных, такого чуда никогда видеть не приходилось.


Обновленный вокзал выглядит, как свежесобранные декорации для какого-нибудь исторического фильма - все блестит, в залах удивительно чисто и просторно. Может быть именно поэтому Antwerpen Centraal уже успел сняться в кино - вокзал Антверпена попал в  одну из серий британского сериала про Эркюля Пуаро: Antwerpen Centraal "сыграл роль" Брюссельского вокзала.


Как известно, Антверпен является крупнейшим мировым центром огранки алмазов. Так вот прилегающая в вокзалу улица, плавно переходящая в "еврейский квартал" прямо-таки наполенена ювелирными магазинами и антикварными лавками, где ограненные алмазы - бриллианты - можно купить. Многими ювелирными лавками владеют евреи – выходцы из России и Грузии.


"Бриллиантовый квартал" или "квадратная миля" — район города, через который проходит до 80% мирового оборота неоработанных алмазов. По  одной из версий, месторасположение здания центрального вокзала было выбрано таким образом, чтобы покупателям и продавцам драгоценных камней было легко приезжать и уезжать, не привлекая излишнего внимания. Ну, а что касается пышности - любители бриллантов, как известно, требовательными к интерьерам, вот и пришлось строить вокзал-дворец...

Старый дебаркадер, с которого когда-то начинался  Antwerpen Centraal тоже отремонтирован и сияет свежей краской.

Если присмотреться, то можно обнаружить интересные технические решения, использованные инженерами при возведении гигантского стального сооружения. Например, опоры дебаркадера закреплены не жестко и могут перемещаться в своеобразных полозьях - без такого оригинального узла стальную конструкцию скрутило бы летом в жару или разорвало во время зимних холодов, ведь, как известно, металл сжимается и расширяется в зависимости от температуры.

Основные железнодорожные пути подходят к вокзалу со стороны жилого квартала, заселенного евреями-ювелирами.

Виадук, по которому прибывают поезда, сам по себе является замечательным образцом промышленной архитектуры конца XIX века и также достоин упоминания в качестве отдельной достопримечательности. Ну а прогуляться "вдоль путей" стоит хотя бы потому, что на противоположной стороне улицы как раз и располагаются упомянутые выше знаменитые антверпенские ювелирные лавки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий