Впервые Кёльнский собор я увидел в школьном учебнике истории где-то в середине 80-х годов прошлого века. Если кто помнит - в конце книги были вклеены такие жесткие листы с фотографиями исторических мест. Так вот почему-то запомнился своим силуэтом именно Кёльнский собор. Тогда это воспринималось, как нечто недостижимое и далекое, как фотографии Луны, например. Живьем величественное здание довелось увидеть только в 2005 году. Тогда зимой был проездом в Кельне и 10 минут удалось выкроить для посещения Кельнского собора. Здание потрясло своим величием.
Сам собор при высоте шпилей чуть больше 157 метров, с момента завершения строительства в октябре 1880 года, долгое время удерживал титул "самого высокого здания в мире".
Началось все с того, что в XII веке войска императора Фридриха Барбароссы побили Милан, являвшийся на тот момент и городом, и государством одновременно. Победители забрали у миланцев самое ценное, что у них было - мощи Трёх Королей (в православном богословии — Трёх Волхвов). Свой трофей Барбаросса передал в дар собору который стоял на месте нынешнего Кельнского. И вот тут-то стало понятно, что старая церковь маловата для такого ценного артефакта...
С собором связано нимало легенд - наиболее известная утверждает, что сооружение собора не обошлось без участия дьявола. Дело в том, что архитектор собора Герхард никак не мог разработать проект величественного здания и, отчаявшись, решил пригласить на помощь Сатану. Тот явился и предложил стандартную цену за свои услуги - душу в обмен на чертежи. Хлопнули по рукам, но по условиям уговора сделку надо было оформить сразу после первых петухов. Разговор подслушала жена архитектора и, встав рано утром, прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился и передал заветные чертежи. Когда обман раскрылся, сделать что-то было уже поздно. Тогда рассердившийся Сатана провозгласил: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать.
...или, еще лучше, с борта прогулочного катера, откуда открывается совершенно "открыточный" вид не только на Кельнский собор - главную достопримечательность Кельна - но и на весь центр города.
Позже обстоятельства сложились так, что я еще несколько раз побывал в самом Кельнском соборе или рядом с ним. И всякий раз раскрывались какие-то новые стороны этого величественного сооружения. К примеру, долгое время хотелось подняться на крышу собора, под самый шпиль: с высоты почти 100 метров открывается потрясающий вид на город. Теперь могу с уверенностью сказать - без особой надобности повторять такой "подвиг" не стоит. Дело в том, что подниматься наверх приходится без лифта по узкой винтовой лестнице, пересчитывая собственными ногами 509 ступеней. А потом столько же - вниз. Неплохая получается зарядка, аж испарина выступает. А на высоте ветер дует довольно-таки сильный...
Сам собор при высоте шпилей чуть больше 157 метров, с момента завершения строительства в октябре 1880 года, долгое время удерживал титул "самого высокого здания в мире".
Среди церковных зданий Кельнский собор по-прежнему - рекордсмен. Между тем, именно такую задачу - построить самое величественное в мире церковное здание - и ставил перед архитектором в XIII веке архиепископ Конрад фон Хохштаден. Впрочем, имя архиепископа все равно запомнить трудно, зато интересно узнать, что строился собор более шестисот лет - 632 года, если требуется точность...
Наличие мощей просто-таки неимоверно возвысило город в христианском мире. В город потянулись толпы паломников со всего света и старый собор уже не мог вмещать верующих, стремившихся приобщиться к святыне. Было принято решение о строительстве невиданного до тех пор по размерам собора.
Строительство началось в 1248 году. Через триста лет в 1560 году деньги в казне закончились, а до конца стройки оставалось еще ого-ого сколько. Следующие почти триста лет в центре города стоял гигантский недострой. Надо полагать, что кёльнцы к нему привыкли и поминая тихим незлым словом архиепископа-зачинщика смирились с "незавершенкой", пустырем вокруг стройки и обязательным строительным мусором...
В 1815 году с идеей достройки собора выступил Гёте. Поднятый им вопрос "витал в воздухе" без малого 30 лет. Дело сдвинулось лишь в 1842 году - прусский король Фридрих Вильгельм IV своим указом возобновил стройку. Собор строили еще почти 40 лет, пока, наконец, 15 октября 1880 года в присутствии кайзера Вильгельма I не состоялась церемония официального завершения строительства. Все лавры "застройщика" достались кайзеру...
Впрочем, завершено строительство было, если так можно сказать, условно - долгие годы продолжались работы по остеклению, отделке, восстановлению разрушающихся элементов здания...
В годы Второй мировой войны, когда в результате бомбардировок города союзниками было уничтожено до 90 % зданий центрального района, собор практически не пострадал, хотя и пережил прямое попадание трех бомб. Некоторые считают это чудом, другие следствием того, что по негласной договоренности летчиков, собор сохраняли как отличный ориентир для наведения авиации на цели в пределах города.
Как бы там ни было, а Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра на сегодняшний день является одним из немногих сохранившихся в оригинале храмов города.
С собором связано нимало легенд - наиболее известная утверждает, что сооружение собора не обошлось без участия дьявола. Дело в том, что архитектор собора Герхард никак не мог разработать проект величественного здания и, отчаявшись, решил пригласить на помощь Сатану. Тот явился и предложил стандартную цену за свои услуги - душу в обмен на чертежи. Хлопнули по рукам, но по условиям уговора сделку надо было оформить сразу после первых петухов. Разговор подслушала жена архитектора и, встав рано утром, прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился и передал заветные чертежи. Когда обман раскрылся, сделать что-то было уже поздно. Тогда рассердившийся Сатана провозгласил: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». С тех пор собор не перестают строить и достраивать.
Сами кёльнцы менее категоричны: они верят, что Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор. И он строится до сих пор. Точнее ремонтируется, восстанавливается, реставрируется - если присмотреться то на шпиле видны леса с которых строители чистят собор и восстанавливают пришедшие в негодность декоративные элементы. Ежегодно на поддержание здания в нормальном состоянии тратится до 10 млн.евро.
Что касается собственных впечатлений, то надо признать - снаружи собор производит более сильное впечатление, чем при взгляде изнутри.
Внутреннее убранство храма не лишено изящества - строгие линии колонн, плавные стрельчатые изгибы арок, устремленность вверх... Одним словом, воплощенная в камне готика. Но все аскетично, строго и довольно-таки серо...
На фотографиях собор выглядит изнутри довольно светлым, на самом деле внутри царит полумрак и стоит гул от сотен прихожан и туристов, заполняющих внутренности этого огромного здания. если повезет, то можно попасть и на церковную службу - в это время в соборе звучит орган и поет хор...
...звуки песнопений устремляются вверх, под самый купол и наполняют все здание целиком здание. Это потрясает не меньше, чем архитектура собора.
Удивительно, но едва ли ни в 100 метрах от собора располагается центральный вокзал Кельна - он вот тут справа на фотографии.
Так что приехав в Кельн, достаточно всего лишь перейти "привокзальную" площадь, чтобы очутиться у главной городской достопримечательности - Кельнского собора. На снимке как раз видно, что от вокзала до собора - не более сотни метров.
Как известно "большое видится на расстоянии". Это справедливо и в отношении Кельнского собора - рассмотреть величественное здание в целом, а тем более сфотографировать его целиком, находясь на площади перед главной достопримечательностью Кельна, задача почти не выполнимая. Лучший вид на собор - со стороны Рейна, с набережной...
Отличный репортаж! Давай ещё!
ОтветитьУдалить